Педагог-психолог
Влияние конфликтов в семье на ребенка
Влияние конфликтов в семье на ребенка
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Причем влияние на ребенка проявляется не открыто, а косвенно. Подобное влияние непременно отражается на личности ребенка.
В этом случае возможны три основных варианта развития событий:
Ребенок – безмолвный свидетель родительской ссоры
Родители и ребенок – это единое целое, в котором мама и папа являются основой для психологического развития ребёнка. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у ребёнка пропадает ощущение защищенности. В результате нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезным последствиям. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике. Утаиваемое напряжение, притворная вежливость, отчужденность или враждебность родителей более разрушительны для психики ребенка, чем открытые скандалы.
Ребенок как объект эмоциональной разрядки.
Нередко собственное раздражение и недовольство родители выплескивают на малыша. Используя ребенка в качестве "громоотвода", родители усугубляют у него чувство неуверенности, непрочности межличностных отношений, провоцируют в нем сомнения в личной ценности и возможностях. Решение конфликтных ситуаций за счет ребенка снижает степень напряженности в семье, но полностью проблемы не решает.
Ребенок как орудие решения семейных конфликтов.
Еще одним главным поводом для семейного конфликта является сам ребёнок. Родители, не умея решать собственные конфликты, сводят их решение к ребенку, поощряя или наказывая его за поведение, доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью. Решая конфликт за счет ребенка, многие родители «рвут его на части» не только требованиями, но и различными расспросами.
Взрослые ссорятся, а дети болеют…
Дети – зеркало отношений между родителями. Если родители ссорятся, в душе (а значит, и теле) ребенка запускается программа разрушения. Чаще всего заболевают маленькие дети до 7 лет, чтобы получить внимание родителей и «усмирить» их ссоры. Но если такой способ становится привычным, появляется уже хроническое заболевание, которое обостряется в период стресса. Например, гастрит. Если такой способ получения мира в семье оказывается «успешным» (родители успокаиваются и уделяют внимание ребенку), то он может «использоваться» и в более взрослом возрасте, например, в 12 лет.
К психосоматическим детским болезням могут относиться: энурез, заикание, задержка речи, вегетососудистая дистония, гастрит, сниженный иммунитет и постоянные вирусные и простудные заболевания.
Когда родители ругаются: у 28% детей проявляются психосоматические заболевания; у 19% проявляется вызывающее поведение; у 41% снижается успеваемость.
Рекомендации по решению семейных конфликтов:
1. Учитесь гасить свои эмоции. Успокойтесь и уже после этого заводите разговор на серьезную тему.
2. Не накручивайте себя. Прежде чем устраивать скандал, выясните причину данного поведения вашего избранника.
3. Время для серьезного разговора нужно выбирать правильно. Все серьезные разговоры в сторону, если человек голоден, занят чем-то, не выспался и др.
4. Если вы с чем-то не согласны, решите этот вопрос сразу, а не накапливайте ваши обиды на потом.
5. Если возник конфликт – решайте именно причину данного конфликта.
Не накапливайте обиды. Решайте все вопросы по мере их назревания, а не собирайте их в одну кучу, которую потом свалите на голову своему партнеру.
6. Не таите обиды и не создавайте себе комплекс вины. Когда вы чем-то недовольны или обижены, проговорите это, но без истерик. Достаточно выговориться и вам станет легче.
7. Не опускайтесь до оскорблений.
8. Контролируйте свой тон и не употребляйте язвительных замечаний. 9. Оскорбляют не столько слова, сколько тон, которым они произносятся.
10. Избегайте устраивать истерики.
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
1. Находите всегда время поговорить с ребенком. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте и помогите ему в возникающих у него сложностях, обсуждайте их, давайте советы.
2. Признайте право ребенка, самостоятельно принимать решения. Не оказывайте давления на него. Уважайте право ребенка на самостоятельное решение.
3.Никогда не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
4. Научитесь относиться к своему ребенку как равноправному партнеру, который еще не обладает жизненным опытом.
5. Осознайте, что взрослеющий ребенок не всегда адекватен в своих поступках, мыслях в силу физиологических особенностей. Умейте прощать его и «лечите» только добром.
6. Никогда не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете его самооценку. Сравните ребенка с ним же самим, но менее успешным.
7. Постарайтесь не требовать от ребенка невозможного, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком его даже на ваш взгляд маленьким успехам. Чаще
хвалите!
8. Важно следить за выражением своего лица, когда обращаетесь к ребенку. «Хмуро сведенные брови», «искаженное гневом лицо», «гневно сверкающие глаза», — «психологическая пощечина» для ребенка.
Консультация для педагогов «Адаптация родителей к детскому саду»
Консультация для педагогов
«Адаптация родителей к детскому саду»
Адаптация детей в детском саду – актуальная проблема, которые занимались и занимаются до сих пор, используя различные средства и методы. Адаптируя ребенка к дошкольному учреждению, мы часто забываем о тех, кто является неотъемлемой частью детей – о родителях. А для того, чтобы процесс проходил спокойно, нужно учесть некоторые рекомендации, которые были выработаны в процессе взаимодействия с родителями в адаптационный период детей.
- Подайте себя как профессионала на первой встрече с родителями.
Самый ответственный процесс – знакомство с родителями, которое повлияет на ваши взаимоотношения. На первой встрече вас будут оценивать со всех сторон, поэтому необходимо заранее подготовиться к знакомству с родителями и детьми. Продумать внешний вид, возможные вопросы и ответы. Помните: вы должны задать «тон» встречи, поэтому разговор начать первой. Необходимо сначала представиться, затем выяснить имена родителей и не забыть о ребенке, фиксируя все сведения в специальной тетради, подготовленной заранее. Расскажите о ежедневных правилах посещения ДОУ, четко оговорите, во сколько необходимо забрать ребенка в первый адаптационный период, и попрощаться с родителями, заверив их, что все будет хорошо.
- Чаще беседуйте с родителями.
Многие родители боятся отдавать ребенка в детский сад. Причиной этому являются различные факторы: незнание роли воспитателя, боязнь передачи» любимого чада» в чужие руки, рассказы знакомых о детских садах и т. д. В связи с этим у родителей возникают различные подозрения (а комфортно ли моему ребенку в дошкольном учреждении, множество вопросов. Мы, как специалисты, можем предупредить все тревожные моменты и первыми рассказать о поведении ребенка в группе, его взаимоотношениях с детьми, особенностях игры. В первые дни адаптации желательно сообщать более полную информацию о проведенных днях в ДОУ.
- Познакомьтесь с семьей ребенка.
Знакомство важно проводить в обстановке взаимоуважения и взаимодоверия (круглы стол, семейная викторина, индивидуальные беседы, анкетирование и т. д.). При разговоре учитывайте мимику, жесты родителей. Ваша манера поведения должна внушать только спокойствие и уверенность в том, что дети попали в надежные руки.
- Интересуйтесь любимыми занятиями ребенка дома.
Необходимо интересоваться у родителей об особенностях поведения ребенка дома, о любимых играх и игрушках, о привычках, об уровне развития навыков самообслуживания. Задавая родителям вопросы, мы преследуем важную цель вовремя адаптации – создание комфортных условий для ребенка. Родители с удовольствием расскажут о своем ребенке, а вы сможете составить для себя примерный психолого – педагогический портрет ребенка и наметить тактику взаимодействия с ним. С помощью доверительного метода беседы вы постепенно приучите родителей разговаривать с вами открыто.
- Уделяйте особое внимание «трудным» детям.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время таких детей все больше. Зачастую они становятся настоящей проблемой для педагогов. Эти трудности связаны не только с нарушением поведения, но и с отставанием психического и физического развитии. Родители таких детей чрезвычайно переживают за них. Вам, как специалисту, выяснить причину трудностей ребенка и постараться сориентировать родителей на необходимость получения дополнительной психолого- педагогической или медицинской поддержки.
- Приучайте родителей к дисциплине.
Дисциплина – первый помощник в работе. Необходимо приучать родителей четко соблюдать режим детского сада, выполнять необходимые поручения, задания. Лучше всего записывать на небольших листочках индивидуально каждому родителю необходимые поручения. Это наиболее проверенный способ. Вручая этот листочек родителям, вы будете больше уверены в том, что все будет выполнено вовремя. И, конечно, не забывайте четко оговаривать сроки.
- Хвалите родителей
Родители – те же дети, только ростом больше, которые тоже любят похвалу. С помощью этого приема вы решаете такие задачи, как повышение их самооценки («Я хороший родитель») и установление доверительных взаимоотношений.
- Хвалите детей в присутствии родителей.
Провожая ребенка из группы, необходимо дать полный «отчет о проведенном дне». За день происходят как хорошие, так и плохие события. Родителям необходимо передать всю информацию. Начнем с похвалы, затем с помощью наводящих вопросов выясняем, бывали ли подобные «промахи» дома, и рассказываем родителям о том, что ребенок сделал. Конечно, родители будут огорчены, но вы должны оговорить, что сообщаете эту информацию не для того, чтобы ругать ребенка, а с целью воспитывать его и приучать к хорошим манерам. Можно дать несколько рекомендаций по данной проблеме.
- Родительское собрание
Является заключительным моментом в адаптации родителей к дошкольному учреждению. Здесь осуществляется обратная связь и происходит обмен мнениями. На первом родительском собрании ознакомить с основными правилами ДОУ, подготовить рекомендации по посещению группы, выбрать помощников в работе. Выработанные рекомендации помогли в работе с родителями в период адаптации детей и родителей в детском саду. Вся работа построена на доверии и взаимоуважении, что повлияло на хорошие взаимоотношения. Если родители доверяют воспитателю, они с удовольствием поведут детей в группу детского сада, откликнутся на вашу просьбу о подготовке любого мероприятия не только на уровне группы, но и на уровне ДОУ.
Мы в соцсетях & RSS