Дом без насилия
Дети – наиболее нуждающиеся в поддержке и заботе социальная группа населения, которым для гармоничного развития необходимо чувствовать свою защищенность. Изменения в эмоциональной сфере ребенка, такие как повышение уровня тревожности, агрессивности, снижение самооценки, неспособность заявить о своих переживаниях, трудности в общении, происходят задолго до формирования психосоматического заболевания или асоциальных форм поведения. Часто одной из причин изменения эмоциональной сферы является пережитая ребенком травма – насилие.
Американский врач С.Кемпе (1961) определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей». Таким образом, сексуальные злоупотребления над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Самая распространенная форма сексуального насилия – это развратные действия. Около 70% детей испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых, 28% - со стороны родителей и опекунов (Догадина М.А., Перегожин Л.О. 2000).
Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствует чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся.
Таким детям кажется, что рассказав кому-то, они предадут отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева. Они опасаются, что если начнут рассказывать, тогнев усилится, они потеряют контроль над собой и своими чувствами. Их преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.
Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
· Чрезвычайный интерес к играм сексуального характера;
· Поразительное для этого возраста знания о сексуальной жизни;
· Соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым.;
· Сексуальные действия с другими детьми(начиная с младшего школьного возраста)
· Необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, мастурбация, отирание половых органов о тело взрослого, проституция.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
· замкнутость, изоляция, уход в себя;
· депрессивность, грустное настроение;
· отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
· частая задумчивость, отстраненность;
· истеричное поведение, частая потеря самоконтроля;
· трудности в общении с ровесниками, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
· отчуждение от братьев и сестер;
· терроризирование младших и детей своего возраста.
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
· неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
· резкое изменение успеваемости (в худшую или лучшую сторону);
· прогулы в школе, отказ или уклонение от учебы;
· принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уход за младшими);
· отрицание традиций своей семьи вследствие несформированнности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома.
Изменение самосознания:
· падение самооценки;
· мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Невротические, психосоматические симптомы:
· боязнь оставаться в помещении с определенным человеком;
· боязнь раздеваться (например, ребенок может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаваньем, или снимать нижнее белье при медомотре);
· головная боль, боли в животе, в груди.
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след. Серьезность последствий зависит от обстоятельств произошедшего, особенностей ребенка (возраста, уровня развития, свойств личности) и особенностей насильника, от продолжительности, частоты, тяжести насильственных действий, от реакции окружающих.
В дисгармоничных или неполных семьях дети психологически меньше защищены от травматических ситуации, чем в нормальных семьях.Также в дисгармоничных семьях родители реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей и пытаются его преуменьшить или скрыть.
Исследования показали, что насилие чаще проявляется в отношении детей младшего возраста и с более низким уровнем
развития. Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия будут также зависеть от возраста и уровня развития ребенка.
Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. По сравнению с сексуальным злоупотреблением такие формы сексуального насилия, как половое сношение, для ребенка наиболее травматичны.
Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершено близким для ребенка человеком.
Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут на сторону ребенка, а не насильника, то для ребенка последствия будут менее тяжелыми, чем в ситуации, когда он не получит защиты и поддержки.
Реакции и симптомы, возникающие как последствия физического и сексуального насилия относятся к посттравматическому стрессовому расстройству. Их проявления таковы:
· повторяющееся, беспокоящее переживание травмы, неприятные воспоминания, сны, навязчивые действия и чувства, как если бы событие повторялось вновь и вновь;
· постоянное избегание стимулов, напоминающих о травме (место, люди, вещи, напоминающие о травме);
· психогенная амнезия;
· блокировка эмоциональных реакций, оцепенение(не наблюдалось до травмы);
· чувство отстраненности от остальных людей, снижение интереса к значимым видам деятельности, сужение спектра эмоций;
· сужение или отсутствие жизненной перспективы, постоянные симптомы повышенного возбуждения: раздражительность,
· гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания, неадекватное реагирование;
· трудности с засыпанием или плохой сон;
· дезадаптацияв социальной и профессиональной сферах.
Самыми стрессогенными для детей являются ситуации непосредственной угрозы здоровью и жизни близкого и самого ребенка. В разные периоды жизни реакции на подобные ситуации проявляются по-разному:
1. Детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
2. У дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);
3. У детей младшего школьного возраста – амбивалентное чувство по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, испорченности, недоверия к миру, в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, «ощущение грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
4. Для детей 9-13 лет характерно то же, что и для младших школьников, а так же депрессия, чувство потери ощущений; в поведении – изоляция, манипулирование другими детьми для получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
5. Для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентное чувство по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, чувство собственной ненужности; в поведении – попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.
Маленькие дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом травмы, а этокрайне важно для преодоления стресса. У детей могут быть сны, вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена травма, тогда как постороннему взрослому это очевидно.
Переживание произошедшего травматического случая может проявляться в качестве эпизодов в воображении, неожиданных и внезапных воспоминаниях, в форме повторяющихся игр, в которых прослеживаются аспекты травмы. Эти игры носят однообразный характер, в них монотонно повторяется один и тот же сюжет, ребенок не вносит туда никаких изменений или развития. После таких игр отсутствует чувство облегчения, поэтому игра повторяется снова.
Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со стороны родителей, физическое или сексуальное нападение, издевательства. Они постепенно теряют надежду на родительскую любовь, признание и поддержку.
Поскольку у них нет доверия к родителям, то им трудно сформировать доверительные отношения и с другими, круг общения сужается, они становятся замкнутыми. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения опасными и непредсказуемыми.
Всех жертв физического и сексуального насилия отличает низкая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Иногда родитель жертвы обвиняет ребенка в провоцировании сексуальных действий. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка – «сам заработал». Если у ребенка во время насилия возникли приятные сексуальные чувства, то неизбежно возникшее после этого чувства вины еще больше понизит самооценку.
Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией, отличаются аутоагрессивным поведением. Депрессия выражается чувством тоски, грусти, неспособности радоваться, наслаждаться.Чем тяжелее травма, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия.
Плохой самоконтроль и нарушения поведения свойственны жертвам насилия. Для жертв физического насилия больше характерны агрессивность, разрушительное поведение в школе и дома, бесконтрольное поведение. С помощью агрессии они защищают себя от тревоги и чувства беспомощности. Результат такого поведения – создание большей дистанции от окружающих. Враждебное отношение к другим людям продиктовано боязнью причинения себе боли.
Живя в дисфункциональной семье, ребенок подвергающийся физическому насилию, приобретает вслед за другими членами модели поведения как жертвы, так и насильника. Иногда он отождествляет себя с агрессором, испытывая чувство превосходства, всесилия, а иногда с жертвой, чувствуя свою беззащитность, ранимость и беспомощность. Смена ролей жертвы/насильника прослеживается в ситуациях, когда ребенок провоцирует враждебное отношение к себе других людей. Если взрослый приписывает ему ответственность за конфликт и указывает на его роль в ссоре, то ребенок принимает на себя роль жертвы – обвиняет в случившемся других, обвиняет в несправедливости взрослого.
При посттравматическом стрессовом расстройстве появляется плохая успеваемость, которая связана с трудностями концентрации внимания. Так как их мысли постоянно заняты проблемой своего существования в качестве жертвы, а так же огромными усилиями, направленными на вытеснение всплывающих травматических событий. Ребенок пристально следит за тем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность.
Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, связано с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желанию ребенка, что приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок. Специфические последствия сексуального насилия бывают различными.
К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей появляется высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и психологической близости, поскольку не могут отличать психологически близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пережившие насилие дети любого возраста, ведут себя соблазняющим образом как со сверстниками, так и со взрослыми.
В подростковом возрасте для них характерны случайные половые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией.
Кроме проявления гиперсексуальности или, наоборот, панического избегания сексуальных стимулов, у некоторых жертв насилия происходит нарушение половой идентификации. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, так как они отождествляют себя больше с доминирующим отцом, чем с пассивной матерью. Эти девочки чувствуют себя несчастными, оттого что родились не мальчиками. Предпочитая носить мужскую одежду, они скрывают под ней презираемые ими отличительные признаки своего пола.
Иногда их тело кажется причиной насилия, поэтому они пытаются сделать его непривлекательным для насильника – начинают худеть или, наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой.
Для некоторых жертв насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сибсам,напоминающее поведение взрослого насильника.
У детей вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения.
Повторное отыгрывание травмы – одна из основных причин распространения насилия в обществе. Многочисленные исследования, проведенные в США, показали, что большинство преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического и или сексуального насилия. Описан феномен «ревиктимизации», когда травмированные личности, вновь и вновь попадают в ситуации, где они оказываются жертвами.Жертвы насилия стараются дистанцироваться от напоминания о травме путем приема алкоголя, наркотиков. Все это нарушает социальное функционирование и снижает адаптационнные возможности человека.
Таким образом, последствия ПТСР оказывают влияние в целом на психику ребенка и проявляются во взрослой жизни в форме аддиктивного и девиантного поведения, психосоматических заболеваний, нарушений половой идентификации, нарушений сексуальных отношений с партнером и т.д. Выявление детей, подвергшихся насилию, оказание им помощи – лучший способ препятствовать распространению насилия в следующих поколениях.
Специфические признаки сексуального насилия
- Откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития
- Сексуально окрашенные рисунки и разговоры
- Способность в деталях описать различные действия сексуального характера.
- Чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация
- Вовлечение других детей в действия сексуального характера
- Сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям
- Избегание мужчин или женщин
- Стигматизация, изоляция от сверстников
- Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров
- Проституция
Поведенческие признаки наличия сексуального насилия над детьми:
3-4 года
- Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
- Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату
- Поведение ребенка становится сексуальным
- Периодические ночные кошмары
- Энкопрез и энурез
- Нарушения сна
- чрезмерное беспокойство
- Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад
- Регрессивное поведение
4-6 лет
- Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий
- Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату
- Агрессивное сексуальное поведение с детьми
- Псевдовзрослое поведение
- Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
- Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится)
- Нарушения сна
- чрезмерное беспокойство;
- Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
- Устраивает поджоги
- Регрессивное поведение
- Соматические жалобы (головные боли или боли в животе)
- отказ от прогулок
6-8 лет
- Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
- Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
- чрезмерное беспокойство
- замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
- Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
- Внезапное ухудшение успеваемости
- Не может найти друзей
- Никому не верит
- Не может сконцентрировать внимание
- отказ от прогулок
8-10 лет
- Сексуальные игры навязчивого характера
- Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
- Нерегулярное посещение школы
- чувство, что все старания недостаточны
- чрезмерное беспокойство
- сверхбдительность в отношении опасности или получения
- травмы
- замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
- отказ от прогулок
10-12 лет
- Социальный уход
- Агрессия по отношению к сверстникам
- Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход
- Внезапное ухудшение успеваемости
- Никому не верит; чувство одиночества и изоляции;
- Не может сконцентрировать внимание
- Часто прогуливает школу.
- Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
- Начальные признаки клинической депрессии.
- чрезмерное беспокойство
- сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы
- замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
- перепады настроения или вызывающее поведение
- отказ от прогулок
12-18 лет
- Симптомы клинической депрессии, нарушения сна, суицидальные наклонности, изоляция от окружающих
- Побеги из дома
- Промискуитет
- Асоциальное поведение: драки, нанесение побоев другим детям или животным
- чрезмерное беспокойство
- Не участвует в школьных мероприятиях
- Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
- Совершение преступлений
- диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»)
- сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы
- перепады настроения или вызывающее поведение
- замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
- чувство одиночества и изоляции
- попытки суицида или опасное поведение
Куда можно обратиться за помощью, если вы или ваш ребенок стал жертвой насилия?
Человек, подвергшийся домашнему насилию впервые, в отчаянии, не знает, к кому обратиться за помощью. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана… Ситуация кажется безвыходной.
За помощью вы можете обратиться в правоохранительные органы, позвонив по телефону 102 (круглосуточно) или по телефону прямой линии МВД: 8-017-372-73-87.
Также можно позвонить на детскую телефонную линию: 8-801-100-1611 (круглосуточно).
Отделы внутренних дел осуществляют:
Проведение профилактической беседы.
Объявление официального предупреждения о недопущении совершения противоправного поведения по отношению к членам семьи и близким родственникам.
Применение защитного предписания (защитным предписанием семейному агрессору запрещается предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье, посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье, общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием сети интернет).
Справочно: Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от 3-х до 30-ти суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Сбор материалов для ограничения в дееспособности.
Сбор материалов о принудительном лечении от алкоголизма в условиях лечебно-трудового профилактория.
Привлечение к административной ответственности за причинение телесных повреждений, причинение побоев, учинение семейно-бытовых конфликтов, оскорблений.
Привлечение к уголовной ответственности за причинение легких телесных повреждений, повлекшие кратковременное расстройство здоровья; истязание; угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.
Адреса отделов внутренних дел г.Гродно:
Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно, адрес: ул. Гая, 4
Отдел внутренних дел администрации Ленинского района г. Гродно, адрес: ул. Дубко, 5.
За оказанием помощи в случае ситуации насилия также можно обратиться в медицинские учреждения. При необходимости пройти медицинское обследование по месту жительства для определения характера и степени тяжести телесных повреждений.
Кроме того, за консультацией и конкретными видами помощи (психологической, правовой, юридической и др.), вы можете обратиться к специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, где обучаются или воспитываются ваши дети, либо в районный социально-педагогический центр. Педагоги-психологи, педагоги социальные окажут вам квалифицированную помощь, подскажут, куда обратиться далее, предпримут меры в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей, обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (разработанный Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс.).
В г. Гродно по адресу: ул.Карского, 29 функционирует комната психологической помощи агрессорам, где осуществляется индивидуальная психологическая помощь и групповые коррекционные занятия, позволяющие отказаться от психологической модели агрессивного поведения в семье. Бесплатно предоставляются комнаты, где могут временно проживать мужчины, которым вынесены защитные предписания, запрещающие определенное время проживать в семье после совершенного ими насилия.
В Республике Беларусь действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь. Время работы общенациональной горячей линии с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан QR-код «Если вы пострадали от домашнего насилия», который позволяет получить полезную и необходимую информацию.
Как использовать QR-код:
Возьмите мобильный телефон с камерой.
Запустите программу для сканирования кода.
Наведите объектив камеры на код.
Получите информацию.
К правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.
За правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотрена административная и уголовная меры ответственности.
К категории административных правонарушений в этой сфере относят следующие правонарушения:
1. Умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП);
2. Оскорбление (статья 9.3 КоАП);
3. Мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
К категории уголовных преступлений в этой сфере относят, преступления, предусмотренные статьями 139–141, 143, 145–150, 152–154, 166–171, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), в том числе:
преступления против жизни и здоровья:
1. убийство (статья 139 УК);
2. причинение смерти по неосторожности (статья 144 УК);
3. доведение до самоубийства (статья 145 УК);
4. склонение к самоубийству (статья 146 УК);
5. умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147 УК);
6. умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149 УК);
7. истязание (статья 154 УК);
преступления против половой неприкосновенности:
1. изнасилование (статья 166 УК);
2. насильственные действия сексуального характера (статья 167 УК);
3. половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
4. развратные действия (статья 169 УК);
5. понуждения к действиям сексуального характера (статья 170 УК);
преступления против личной свободы, чести и достоинства:
1. незаконное лишение свободы (статья 183 УК);
2. угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (статья 186 УК);
3. оскорбление (статья 189 УК).
Мы в соцсетях & RSS